Грузовой электромобиль Streetscooter: убыточная история успеха

Немецкий почтовый концерн Deutsche Post DHL Group известил, что его автостроительная дочка Streetscooter продолжает терпеть убытки: в нынешнем году они приблизятся к отметке в 100 миллионов евро. Но одновременно глава этого логистического гиганта Франк Аппель (Frank Appel) наименовал создание собственной фирмы по производству легких грузовых электромобилей для развоза почты и посылок «замечательной историей успеха».

В том же интервью в номере газеты Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung (FAS) от 6 октября Франк Аппель признал, что желал бы частично или полностью продать эту дочернюю компанию. А она тем временем за большие деньги наняла бывших топ-менеджеров американских корпораций Tesla и Ford, чтобы они гарантировали ей международную экспансию, развивали технологию автономного вождения и строили завод в Китае.  

Почему Deutsche Post DHL Group занялась автомобилестроением

Представлялось бы, сплошные противоречия: убыточную компанию объявляют успешной, однако хотят от нее избавиться, но в то же время инвестируют в ее развитие, причем на наиболее сложных и дорогостоящих курсах. Как после всего этого оценивать фирму Streetscooter, ставшую в Германии одним из символов переориентации автопрома на электромобильность? Это успешный или провальный проект?

Поиск ответа следует начать с самого главного противоречия в этой (в любом случае увлекательной и даже захватывающей) бизнес-истории: с того, почему немецкий почтовый концерн занялся вдруг столь непрофильным для себя бизнесом, как автомобилестроение. Да еще в Германии, где это традиционно одна из ключевых областей экономики и где много мощных конкурентов с богатейшим опытом!

Самая компактная из трех моделей грузового электромобиля Streetscooter

Самая компактная из трех моделей грузового электромобиля Streetscooter

Предыстория такова: бывший почтовый монополист Deutsche Post, какому принадлежит, в частности, международная служба экспресс-доставки грузов и корреспонденции DHL, решил (главным образом из экологических и, соответственно, имиджевых соображений, но также из-за жажды сэкономить на горючем) перевести хотя бы часть своих грузовых автомобилей в Германии на электрическую тягу.

Однако никто из традиционных автостроителей не пожелал разрабатывать для нужд почты модель недорогого коммерческого электромобиля и выпускать его относительно небольшими партиями, что не сулило коммерческого успеха. Другими словами, проект изначально представлялся убыточным, и концерн Deutsche Post DHL занялся автостроением вынужденно, а вовсе не потому, что попросту решил попробовать свои силы на новом поприще.

Похоже на Tesla: бурный рост производства и уронов

Дело в том, что созданный при Рейнско-Вестфальской высшей технической школе в Ахене (RWTH) стартап Streetscooter, профессора-основатели какого задались целью разрабатывать транспортные средства на электрической тяге, в свое время четко выполнил заказ почты и сконструировал собственно то, что ей было нужно: практичный и вместительный грузовой электромобиль без изысков и большой дальности пробега для работы в городских условиях. И тогда почтовый гигант разрешил целиком купить молодую фирму, в капитале которой он до того участвовал как один из инвесторов.

Подзарядка электромобилей Streetscooter

Подзарядка электромобилей Streetscooter осуществляется в логистических серединах почты

Это было в 2014 году. В 2016 году на созданной в Ахене фабрике с проектной мощностью 10 000 колов в год началось серийное производство легких грузовых электромобилей Streetscooter. Весной 2018 года в соседнем Дюрене отворилась вторая, аналогичная по размерам производственная площадка. Осенью 2018 года стартовал совместный с кёльнским заводом автоконцерна Ford выпуск немало крупного электрического грузовика. В конце лета 2019 года немецкий автопарк компании Deutsche Post DHL пополнился 10-тысячным коммерческим электромобилем Streetscooter.

С производственной точки зрения это — безусловная история успеха, и именно о ней говорит Франк Аппель. Что же касается убытков, которые в прошлом году достигли 70 миллионов евро, а в нынешнем, по словам главы концерна, составят «весьма порядочную двухзначную миллионную сумму» (читай: приблизятся к 100 миллионам евро), то ведь, к примеру, и культовый американский производитель электромобилей Tesla по сей  день все еще не сделался прибыльным, причем его потери — куда более значительные.

Настало время искать партнеров или покупателей

Впрочем, припомним: два десятилетия назад многие нынешние гиганты IT-индустрии и интернет-бизнеса тоже длительное время оставались убыточными, но продолжали вкладывать огромные денежки в бурную экспансию, что, в конечном счете, оказалось оправданным. Видимо, в современном мире при внедрении инновационных технологий по-иному и не получается. Важно только найти инвесторов, верящих в предложенную бизнес-модель и готовых определенное, часто будет длительное время нести потери.

Франк Аппель

Франк Аппель

Именно поэтому Deutsche Post DHL, по словам Франка Аппеля, ведет сейчас переговоры с «потенциальными партнерами и вероятными покупателями». Шаг вполне логичный. В долгосрочном плане, резонно замечает генеральный директор, почта не является оптимальным единоличным собственником фирмы Streetscooter. И вовсе не этого ожидают от концерна его акционеры: они приобрели акции логистической, а не автостроительной компании. «С самого начала было ясно, что почта не собирается становиться автопроизводителем», — подчеркнул топ-менеджер в интервью FAS.

Так что намерение целиком или частично продать фирму Streetscooter вряд ли следует расценивать как попытку поскорее избавиться от этого проекта. Скорее как осознание того факта, что вчерашний стартап сделался уже настолько крупным (не с финансовой, но с производственной точки зрения), что пора передавать его в более опытные именно в автомобильном деле длани.

Chery обеспечит выход на автомобильный рынок Китая 

Об этом свидетельствует и приглашение в руководство фирмы разом двух топ-менеджеров из мирового автопрома, о котором было объявлено 7 октября.

Датчанин Петер Барденфлет-Хансен (Peter Bardenfleth-Hansen) ранее работал у американского производителя электромобилей Tesla, занимался там, в частности, освоением рынков Норвегии и других краёв Северной Европы, а также Японии. В Streetscooter он будет отвечать за создание глобальной сбытовой сети. Отдельные требования из-за рубежа фирма уже получала. Весной, к примеру, 500 электромобилей заказало одно японское транспортное предприятие.

Другой новый топ-менеджер — немец Ульрих Штухек (Ulrich Stuhec). Раньше он работал в корпорации Ford в США и Бразилии, до этого в BMW. В Streetscooter он будет отвечать за новоиспеченные модели и развитие технологий, включая автономное вождение. Кроме того, на него возложена ответственность за бизнес в Китае, где в начине сентября был подписан протокол о намерениях с автостроителем Chery.

Документ предполагает совместную разработку легких грузовых электромобилей специально для китайского и, вероятно, других азиатских рынков и начало в 2021 году серийного производства до 100 тысяч единиц в год. Финансирование целиком берет на себя китайский партнер, немецкая сторона обеспечивает ноу-хау. Одновременно изучается вопрос о налаживании в ближайшие два-три года производства в США.

Бывшему стартапу при техническом университете в Ахене явно становится тесно под кровлей немецкой почты: спустя девять лет после своего основания фирма Streetscooter нацелилась на широкомасштабную интернациональную экспансию. Если все получится, то пока еще убыточная история успеха вполне может превратиться в успешное коммерческое предприятие.

______________

Подписывайтесь на наши каналы о России, Германии и Европе в | Twitter | Facebook | YouTube | Telegram

Глядите также:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика