Дороги Колымы: Многоточие

29 Апреля 2018, 16:18

После пяти экспедиционных сезонов мы собирались на Чукотке поставить точку в лэндроверовском проекте «Открывая Россию». Но вышло многоточие.

  • Река Колыма протяженностью 2129 км протекает по территории Магаданской районы и Якутии и впадает в Восточно-Сибирское море. Ледостав происходит к середине октября. Характерно образование русловых и грунтовых наледей. Вскрывается Колыма во другой половине мая – начале июня. В летний период температура воды в реке негусто поднимается выше +10-150С.
  • Автозимник «Арктика» протяженностью 1598 км проходит с юга на норд по территории восточной Якутии и связывает поселок Бурустах на федеральной линии Р504 «Колыма» с поселком Черский у западной границы Чукотского автономного округа. Маршрут автозимника проложен сквозь многочисленные реки, озера, болота, а также перевалы хребтов Черского и Момский. В подневольности от погодных условий и расторопности дорожных служб движение по автозимнику «Арктика» отворено с декабря по апрель.
  • Федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма» между Якутском и Магаданом имеет протяженность 2032 км. Покрытие в основном грунтово-щебеночное. В 1932-1953 годах мочами заключенных и вольнонаемных специалистов построен участок дороги Магадан – Усть-Нера протяженностью 903 км. В 1941-м завязалась прокладка трассы до Якутска через поселок Хандыга. 24 октября 2008 года путь официально открыта на всем протяжении, однако отсутствие мостов сквозь реки Алдан и Лена в межсезонье делает невозможным сквозное движение по линии «Колыма».

Общая протяженность маршрута

Среднеколымск – Налимск – Среднеколымск – Зырянка – Усть-Нера – Хандыга – Якутск

Чукотка вдали, Чукотка рядом. Тысячи километров между Москвой и самым восточным регионом России сдавила почти до нуля прошедшая зима с ее капризами погоды. На долгие оттепели в обоих случаях наложились сильнейшие снегопады, но если в столице лишь в феврале непроезжими сделались многие переулки и дворы, то ведущий на Чукотку зимник «Арктика» (иных дорог туда нет) остался полностью не раскупоренным весь холодный сезон. План экспедиции меняется, и караван из восьмерки Land Rover Discovery 5, добравшийся до крайнего северо-востока Якутии к стыку с Чукотским автономным округом, берет курс на юг. Пункт встречи с нашими инструкторами – город Среднеколымск.

Туда и долететь еще надо умудриться! Уже не куцый трехчасовой прямой рейс из Якутска оборачивается четырехчасовым с промежуточной посадкой в Усть-Нере для вырванной дозаправки (по месту назначения иссякло авиационное топливо) нашего турбовинтового Bombardier Q300. В качестве компенсации – видимость «миллион на миллион», какая позволяет насладиться панорамой бескрайнего оригами из заснеженных сопок, на поле которых выделяется трехтысячник Победа. Ближе к Среднеколымску рельеф под крылом самолета меняется на немало сглаженный: мы во владениях лесотундры и… совершенно ином часовом пояске. После посадки к +6 часам времени в Якутске относительно Москвы добавляем еще два.

Колыма – отечество небритых слонов

Мамонт на гербе Среднеколымска неспроста. Вечная мерзлота северо-востока Якутии сохранила масса останков древних хоботных. Самый известный из них – так называемый Березовский мамонт, замеченный в августе 1900 года на берегу Березовки, правого притока Колымы, охотником-эвеном Семеном Тарабыкиным. Истина, ему несколько лет пришлось вести тяжбу за огромную по тем временам «госпремию» в 1000 руб. с казаком Иннокентием Явловским, какой умело провел PR-кампанию в свою пользу. Деньги в конце крышек поделили. На части пришлось разделать и хорошо сохранившуюся тушу взрослого самца мамонта после ее обследования экспедицией Императорской Академии наук. В таком разукомплектованном облике хоботное прибыло в 1902-м в Петербург, где за год произвели сборку, и с 1903-го Березовский мамонт, чей года оценивается в 44 000 лет, стал экспонатом Зоологического музея.

Да, широка край моя родная, а Республика Саха-Якутия – ее чемпион по площади. Для белых пятен тут пункты хватает. В 1954-м «Голос Америки» передал, что на севере Якутии существуют «дикари». После накачки из столицы местные власти обнаружили неучтенных оленеводов-эвенов во главе с князем, какому выправили документы на имя Ивана Александровича Булдукина и… назначили председателем исполкома Березовского кочевого рекомендации. Случись эта история на год-другой раньше, до смерти «отца народов» в марте 1953 года, исход ее был бы достоверно иным. Хотя бы потому, что на северо-востоке Якутии «материковой» советской воли никогда, по сути, и не было. К началу 30-х ее толком не установили, а потом на этой территории завязался почти четвертьвековой «дальстроевский» период. Этот супертрест НКВД внутри сталинского СССР был чем-то вроде гигантского ШИЗО, существующего по правилам и понятиям зоны без всяких там Советов депутатов трудящихся (подетальнее см. материал «Колыма: черная планета» на нашем сайте www.automobili.ru в разделе «Странствия»).

Колыма_01

Колыма – это жестко.
Колыма – это мощно.
Колыма – это Колыма.

И это, казалось бы, давнишней прошлое – на расстоянии вытянутой руки. Отец Петра Серафимовича Комарова, нашего сталкера по Среднеколымску и его округам, а в прошлом вертолетчика, в достопамятном 37-м получил «бесплатную путевку» на всю катушку и отправился из дома на Садово-Самотечной в Москве на Колыму, где выжил и… нашел свою половинку.

Поселок Усть-Нера

с специфической датой основания – 1937 год – был центром Индигирлага, заключенные которого строили Колымскую линию, добывали золото, вольфрам. После ликвидации Индигирлага в 1958-м Усть-Нера осталась пунктом ссылки. Так, здесь отбывал срок диссидент Александр Подрабинек, и тут же у него в 1979-м родился сын Марк, ныне корреспондент ТВ-канала «Моя Планета»

Граф М.Г. Головкин (1699-1754),

русский политик, сенатор, вице-канцлер по внутренним делам, по некоторым данным, задушен собственными слугами, каким надоело находиться в Ярмонге/Пропаденске вместе с хозяином.

От Пропаденска до ГУЛАГа

Среди нескольких исторических наименований заполярного Средне-колымска есть и такое – Пропаденск. Казачий острог Ярмонг, основанный 23 июля 1643 года, весьма быстро оказался востребован не только в качестве пункта обмена товарами с исконным населением, но и места ссылки неугодных власти. Царский режим в этом касательстве действовал небеспричинно и точечно. Наглядный пример – судьба графа Михаила Гавриловича Головкина. Образный сановник времен правления Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны имел неосторожность письменно спрашивать изоляции для претендентки на престол Елизаветы Петровны, за что и поплатился после государственного переворота 1741 года, какой возглавила «дщерь Петрова». За этапом, растянувшимся на два года, последовали 11 лет ссылки в Ярмонге/Пропаденске. Вплоть до кончины опального вельможи рядом с ним по доброй воле находилась его супруга, графиня Екатерина Ивановна Головкина, урожденная княжна Ромодановская. Супругам декабристов, последовавшим в ссылку за своими мужьями, было с кого хватать пример. Кстати, в Средне-колымске оказался один из участников восстания 1825-го на Сенатской площади, Н.С. Бобрищев-Пушкин, а запоздалее и немало других людей, пытавшихся вырвать Россию из наезженной самодержавной колеи. В любом случае при «распроклятом царизме» число ссыльных в Среднеколымске измерялось максимум полусотней человек. Советская воля действовала куда масштабнее. Средне-колымск, как и многие другие населенные пункты на нашем экспедиционном маршруте, обратился в островок гигантского архипелага ГУЛАГ, впрочем, густонаселенный островок. На момент закрытия Среднеколымского станы в 1954-м в нем числилось 1300 человек. Это уже после вывода зэков-долгосрочников и доли охраны…

Куда нас занесло?! Нет, это точно не Рио-де-Жанейро. Среднеколымск с его 3500 обитателями легко заткнет за пояс бразильский мегаполис! Ну, кого удивит жар в стране «донов Педро и диких обезьян»? А вот льющаяся из кранов в заполярном Среднеколымске вода двух образов – очень горячая и кипяток – запомнится надолго, как и бачки-охладители с ковшиками в углу ванных горниц. Суши-бар в Рио? Забудете через пару минут. А вкус салата «Индигирка» из неглубоко нашинкованного замороженного чира в единственном на сотни километров вокруг заведении такого образа в Среднеколымске, которое раскрутил его хозяин, весельчак Володя? А суп из сохатины, что подают в столовой и по совместительству гипермаркете (ассортимент от держателя планшета и китайского ширпотреба до масляных фильтров для грузовиков MAN), отворённых очень проницательным пенсионером Романом Дмитриевичем Слепцовым с семьей у линии зимника в селе Налимск? 20 км до Среднеколымска не в счет. В здешних кромках все, что ближе пары сотен километров, – рядом. Бразилия тоже велика. Но, произнесите, где там полюбоваться северным сиянием?

По улицам Среднеколымска детвора зимой обожает перемещаться на гребнях

Когда в ночном небе разворачивались светящиеся ленты, раньше на Колыме сообщали, что это юкагиры зажгли свои костры, настолько многочислен был народ, чьи деды пришли на северо-восток Якутии четыре-три тысячи лет назад. Сегодня этих прирожденных охотников и рыболовов осталось где-то полторы тысячи, и, вылито, тепла их очагов уже не хватает для обогрева огромных пространств. Во всяком случае, 18 марта при выезде из Среднеколымска градусники наших Disco показывали -400С… Я живо представил себе электромобиль с запавшей в кому батареей. Да, для авто с «нулевым» выхлопом слово «Колыма», как в финно-угорских стилях, означает смерть. А вот с эвенского «Кулу» переводится всего лишь как «бездонная река». И к тому же очень красивая, богатая рыбой, судя по вполне мажорной песне «Колыма» в исполнении девчачьего эвено-юкагирского фольклорного коллектива, приехавшего за двести верст в Среднеколымск из присела Андрюшкино (названо по имени первого тамошнего новорожденного).

Колыма_02

Discovery 5 вынес суровый экзамен зимними колымскими трассами

Какой оказалась Колыма для нашего каравана? Страдать с запуском 3-литровых дизельных V6 не пришлось, благо 85-литровые баки наших Disco вечно заправлялись тяжелым топливом «Арктика» или, в крайнем случае, «Зима». Для подстраховки ночью двигатели периодически прогревали, а то и вообще не заглушали. В результате в салоне всегда была комфортная температура, да и пневмоэлементы подвески уже не приходилось разминать по утру. Не лишней оказалась и обнаружившаяся в недрах меню борткомпьютера функция подъема передних «дворников» в покое на вышину, где они оказывались уже в зоне действия системы электрообогрева ветрового стекла. Собственно адаптация к экспедиционным условиям свелась к замене на доли Discovery 5 декоративной защиты под передним бампером металлической, не закрывающей буксировочную проушину. Сгодилось. Оборотная сторона такой перестановки выявилась лишь на финише маршрута. На одном из автомашин, вероятно, больше других наевшемся снега при таране переметов, скопившаяся под металлическим щитом ледяная масса слегка отвернула появившуюся на двигателях Disco 5 трубку для экспресс-выкачки масла при ТО. Спасибо за задание, Колыма!

Колымский оборонительный

Похоже, лишь на сверхсекретных картах Генштаба ВС России отмечен Колымский оборонительный рубеж. На его переднем крае – развернутый на восток Т-34-85 в Среднеколымске. А если всерьез, то танк-памятник появился на левом обрывистом берегу Колымы к 40-летию Победы во Другой мировой благодаря пробивным качествам тогдашней главы городского жилкоммунхоза, какая не только раздобыла реликвию в N-ской воинской части, но и обеспечила ее доставку баржами по реке. В реальности в годы войны немногих свободных жителей Среднеколымска не призывали в армию (эта традиция тянется еще с царских преходящ), а использовали на трудовом фронте для обеспечения продовольствием лагерей гигантского треста «Дальстрой», бывшего в ведении НКВД.

На лед главной реки региона нам сворачивать не пришлось (линию зимника «Арктика» недавно перенесли на сушу), но шипованные покрышки Continental IceContact 2 все равновелико оказались к месту, ведь перемещаться пришлось фактически по пробитому в снегах узкому скользкому желобу и совершенно не такому ровному, как бобслейный. Наши ежедневные перегоны в 400-600 км угрожали превратиться в изматывающий марафон на черепашьей скорости, если бы не способность габаритного Disco 5 уверенно и даже азартно рулиться газом. Увлекательно, беспилотник доехал бы здесь до первого сугроба или вообще не двинулся бы с пункты? Путеводной разметки на зимнике нет, а яркое, как огонь сварки, колымское солнце принудило бы ослепнуть оптику дорожных сканеров… Без темных очков или личин со светофильтрами и мы бы заработали здесь снежную слепоту.

Вернуть свое

Колымские зимники лукавы. Год назад на озерном участке под лед ушла пара тракторов Komatsu с прицепами. Одинешенек из водителей погиб. МЧС подняло тело, а извлечением техники и ценного груза доводится заниматься его владельцу, артели старателей. На промороженные на полтора метра площадки по бокам от майны введут пару кранов, которые постараются вытянуть трактор. Успеть бы до прихода тепла…

Было бы чертовски жалко не увидеть иссиня-белые, излучающие ощущение несокрушимости снега, соперничающий в голубизне с небосводом лед рек и наледей, суровый и величественный хребет Черского. И как передать ощущения от захода на перевале Антон (1364 м)? Разве что вспомнить строчки из песни Александра Городницкого:

…Лишь сердце, как птица, забьется, когда
Туча белой отарой на сопке пасется,
И туда, где не ведают ни шмона, ни драк,
Уплывает устало колымское солнце,
Луч последний роняя на беспросветный барак…

На Колыме продолжают работать АЗС еще советских времен, причем все заправочные пистолеты – без отсечки. Стоимость дизтоп-лива «Зима»/«Арктика» от 51 до 67 руб. за литр

Проект «Обнаруживая Россию» завершен, но не познание нашей огромной страны: компания Land Rover постарается…

Тысяча километров по зимнику «Арктика» позади. Спереди еще столько же до Якутска по трассе «Колыма». В холода этот гигантский грейдер, по какому мчатся «реактивные» дальнобои, пылит чуть меньше, чем летом, но все же легковесно заметить: дорожная инфраструктура на западном участке Р504 разительно, в лучшую сторонку, отличается от увиденной в 2015-м на восточном отрезке. Правда, и на западе размашистое дорожное полотно у речных прижимов сужается так, что любой разъезд со противным грузовиком или обгон тихохода превращается в спецоперацию. Лишние полметра вправо или влево – и ты уже в бездонной канаве-ловушке, замаскированной снегом под прочную обочину. Западнее на дороге являются грунтовые холмы метра под два высотой, знаменитые якутские «лежачие полицейские», какие тоже заставляют сохранять концентрацию. Она становится предельной на ледовых перевозах через покрытый торосами Алдан и безбрежную в районе Якутска Лену. Столица Республики Саха-Якутия встречает нас теплом. За бортом итого -10°С. Весна! Впрочем, уже парой недель раньше, когда температура придерживалась у отметки -40°С, на одной из заправок наши инструкторы услышали фразу: «Зачем вам дизтопливо «Арктика»? Зима-то уже кончилась!» Завершен и проект «Обнаруживая Россию», но не познание нашей огромной страны: компания Land Rover с ее девизом «Above and Beyond» («Нам нет преград!») постарается. Потому вместо точки ставлю многообещающее многоточие…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика