Арктика-1968


Человечество до космоса дотянулось ранее, чем до Северного полюса на снегоходах 


Ровно 48 лет назад, 19 апреля 1968 г. в 16.00 часов экспедиция Ральфа Плейстеда (Ralph Plaisted) на снегоходах Bombardier Ski-Doo  официально достигла Нордового полюса. Данное путешествие стало первым в мире переходом человека по суше от континента до Нордового полюса  cдоказанным внешним подтверждением.


Состав экспедиции: лидер Ральф Плейстед (Ralph Plaisted) – 40 лет, страховой агент;  радист Джеральд Пицзл (Gerald Pitzl) – 34 года, преподаватель географии;  механик-инженер Жан-Лук Бомбардье (Jean-Luc Bombardier) – 29 лет, племянник легендарного изобретателя и созидателя снегоходов SkiDooЖозефа-Армана Бомбардье (Joseph-Armand Bombardier); второй механик Уолтер Педерсон (Walter Pederson) – 40 лет, обладатель дилерского центра SkiDoo; медик Артур Ауфдерхайд (Arthur C. Aufderheide).


20northpole4-articleLarge.jpg


Сама идея добраться до Нордового полюса возникла в 1963 году в  споре между страховым агентом Ральфом Плейстедом и доктором Артуром Ауфдерхайдом в пабе за кружкой пива. Суть препирательства: как лучше охотиться на тюленей — на собаках или на снегоходах? Ральф отстаивал позицию, что и на «железных собаках» охота будет расцветай. Доктор подначивал и говорил, мол, снегоход если случиться беде, съесть невозможно, но если Ральф так верит в эти снегоходы, то почему бы ему не отправиться на этих «железках», так, на Северный полюс.


«К черту охоту тюленей! — воскликнул Плейстед. – Подавайте пойдет к Северному полюсу».


12790917_694973070644642_8035173230751734893_n.jpg


 Подготовка к путешествию обошлась в $100 000. Идея Ральфа Плейстеда понравилась многим спонсорам, и они охотно помогали с закупкой необходимого снаряжения, с логистикой, а компания «Бомбардье» охотно предоставила свои снегоходы. Даже страна было заинтересовано, чтобы свои канадцы дошли до полюса и вкололи в «крышу мира» флаг Канады. Уж слишком зачастили самолеты США на Нордовый полюс, да и российские военные уже успели там «снег почистить». Хотя, к сожалению, российские снегоходы на Нордовый полюс своим ходом ни разу не добирались. Да и канадским машинам это удалось сделать не с первого раза.   


15.jpg


Первая попытка в 1967 г. очутилась неудачной – слишком много было просчетов с подготовкой. Врач не взял с собой инструменты для зашивания ран. Позабыли положить в волокуши генератор. Жестокая буря на 10 дней сервировала экспедицию. В результате, пришлось вернуться. Хорошо еще отошли недалеко — возле  100 км от базы.


 19.jpg


1968 г. — вторая попытка. Стартовали в конце февраля 1968 года из Монреаля, ровно из расположения штаб-квартиры компании Bombardier. Учли все ошибки предыдущего года. Снегоходы еще вяще облегчили. Лучше продумали экипировку, которую сшили с использованием меха росомахи и птичьего пуха. У любого участника был свой цвет экипировки, что облегчало распознавать кто есть кто и где. Одинешенек комплект экипировки на человека обошелся в $1000. Сумасшедшие деньги для 1968 года. 


 12524120_694973077311308_4487516082858855753_n.jpg


Базовый стан для второй попытки разбили на островах Уорд Хант, где располагался бывший канадский исследовательский середина, в  684 километрах (по прямой) от полюса.


На маршрут встали 8 марта. В посредственном за день преодолевалось от 35 км до 90  км (в хорошие дни). Однако из-за нехороший погоды и навигационных сложностей к концу первой недели от базового станы удалось уйти только на 70 км.


Plaisted_Working_Men.jpg


 


Шли не по прямой: многокилометровые торосы и огромные промоины приходилось обходить. Порой на поиск обходного маршрута уходило несколько дней. Жуткий мороз лишь усугублял положение.  


 Plaisted_SkiDoo1.jpg


Самый драматичный момент произошел, когда на линии возникла многокилометровая трещина с открытой водой шириной почти в 2 километра. Чаяния, что лед встанет, не было и обойти эту трещину не представлялось возможным. В какой-то момент Ральф Плейстед приметил, что в одном месте льдины начали движение навстречу друг товарищу. Решили дождаться их максимального сближения и в этом момент на полном ходу отведать переехать на другую сторону.


Опасные маневры под рев машин и треск льдин чуть не закончились утратой снегохода и гибелью самого Плейстеда. Одни сани утонули, несколько метров снегоходам пришлось в ровном смысле идти по открытой воде. Но перепрыгнуть трещину удалось. Все участники экспедиции признали, что случилось какое-то чудо, благодаря которому им удалось живыми выйти из этой передряги.


20mag-20northpole-t_CA0-articleLarge.jpg 


 Как-то поутру на юге появилась еще одна большая полынья с трещиной. В ответ на эту новость Плейстед приметил: «Не волнует, что происходит на юге. Мы двигаемся на север!»    


Последние два дня экспедиции оказались весьма солнечными. Военные летчики два или три раза пролетали над полярниками и сообщили им, что они в 80 км от полюса.


В всеобщей сложности на переход ушло 42 дня (при расчетных 30 днях). По линии топливо и припасы сбрасывались с самолета.


20northpole1-superJumbo.jpg


Северный полюс  был достигнут в 16 часов 19 апреля. Температура -25 градусов. Это был одинешенек из самых теплых дней всего путешествия.


На следующий день, 20 апреля,  ВВС США в 11 утра официально зафиксировали успешное завершение экспедиции. И этот факт сделался первым подтвержденным доказательством перехода человека от материка к полюсу на снегоходах.


20mag-20northpole-t_CA1-articleLarge.jpg


Отчего эта экспедиция настолько мало известна, а имена героев забыты? Кушать разные версии, по одной из них все дело в  несговорчивости Ральфа Плейстеда, какой не нашел общего языка с кинокомпаниями и отказался продать права на съемки и репортаж об экспедиции National Geographic. Как сообщает Джеральд Пицзл, «Ральф думал,  что по возвращению нас будут встречать триумфальным парадом, но на деле вышел пшик». 


18.jpg


Ныне из всех участников экспедиции в живых остался только Уолтер Педерсон. Он был в лечебном заведении для душевнобольных. Долгое время дети Педерсона воспринимали слова папу о том, что он был на Северном полюсе, как бред сумасшедшего. И только недавно, в этом году к ним пришел журналист и они разузнали о героическом прошлом своего предка. 


Во время экспедиции Ральфа Плейстеда никаких научных открытий сделано не было. Как трунил сам первопроходец, «единственным нашим открытием было то, что виски замерзает при минус 65 градусах мороза». В 1990 году имя Ральфа Плейстеда было привнесено в Международный снегоходный зал славы. И никто теперь уже не оспаривает тот факт, что переход команды Плейстеда сделался первым подтвержденным путешествием человека от «Большой земли» к Северному полюсу.   



По материалам http://www.nytimes.com/ и http://www.snowmobile.com/

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика