12 Апреля 2019, 14:59

5 пункт

В начале 50-х он смотрелся не автомобилем и даже не самолетом – фантастическим космическим кораблем. Спроектировал машину талантливый авиаконструктор Алексей Смолин, переведенный на Горьковский завод из Казани специально для того, чтобы основывать гоночные автомобили. Несущий алюминиевый кузов с каркасом из дюралевых профилей отличался стремительными линиями и изяществом пропорций. Мощность двигателя от «Победы» при поддержки компрессора типа «Рутс» увеличили более чем вдвое – до 105 л.с. В результате 1100-килограммовый алюминиевый снаряд удалось рассеять до 190 км/ч. Горьковчане установили на «ГАЗ-Торпедо» два всесоюзных рекорда скорости. Увы, вскоре гоночную тему в Горьком затворили, а автор красного красавца получил задание спроектировать амфибию…

«ГАЗ-Торпедо». 1951 год


4 место

В начале ХХ века автомобильные заводы, и русские в том числе, строили, в основном, шасси, а кузова на них устанавливали в специализированных студиях. Поэтому определить самую красивую модель было непросто – одна и та же машина в платьях от разных кузовщиков могла глядеть и красавицей и уродиной. Тем не менее, разработанные швейцарским конструктором Жюльеном Поттера модели С24 разных серий рижского Русско-Балтийского вагонного завода гляделись исключительно. Кузова для них – фаэтоны, торпедо, лимузины, ландоле – строила среди прочих петербургская мастерская (бывшая фабрика «Фрезе») под руководством Петра Арсеньева. Между метим, в 1912 году Поттера уехал из Риги, а его сменщик немец Эрнест Фалентин через три года изменил конфигурацию радиатора моделей РБВЗ на овальную. И «Руссо-Балты» потеряли известную долю изящества.

«Руссо-Балт-С24-40». 1913 год


3 место

Об этой машине книжку можно писать. Хоть детектив, хоть производственный роман, хоть поэму – что-нибудь в стиле Вознесенского или Рождественского. Этот автомашина получил международных призов и наград больше, чем любая другая отечественная модель. Лицензию на его производство желал купить Генри Форд-младший, специально прилетевший в Москву. Но помимо авангардной для тех лет конструкции и оригинальных технических решений спроектированная чуть ли не подпольно в независимое от основной работы время молодыми конструкторами Завода имени Лихачева «Юность» была настоящей раскрасавицей. На базе громоздкого и помпезного членовоза ЗиЛ-111, чьи черты были перерисованы с американских машин того поре, Александр Ольшанецкий и Эрик Сабо создали совершенно оригинальную машину – легкую, изящную, воздушную, словно бы пронизанную витавшим тогда в атмосфере предчувствием оттепели, энтузиазмом юности. Замечательная внешность машины проняла даже такого редкого ценителя отличного, как Никита Хрущев. «Вот это народный автомобиль!», – заявил он летом 1962-го. На Международной неделе автобусов в Ницце 1967 года советской машиной восхищались специалисты, выдав в всеобщей сложности дюжину разных призов. Увы, на серийный выпуск народного автомобиля не хватило средств – оттепель закончилась.

ЗиЛ-118 «Юность». 1962 год


2 пункт

Свою работу смекалистые молодые конструкторы ЗиСа посвятили 20-летию комсомола и включили в список «даров родине-матери» в связи со знаменательной датой. Так вальяжный 2-местный родстер стал ответственным делом для всего завода. И тяни объем проектно-конструкторских работ – форсированный до 140 л.с. мотор ЗиС-101, новые мосты, коробка передач и многое иное – удалось выполнить меньше чем за год. А кузов, который нарисовал пришедший на завод в 1936-м один из первых советских дизайнеров Валентин Ростков (из трех его акварельных набросков избрали лучший), получился на загляденье. Директор ЗиСа Иван Лихачев с гордостью показывал машину Сталину и Кагановичу. Причем, как вспоминал одинешенек из конструкторов Николай Пульманов, чтобы затащить автомобиль в Колонный зал, пришлось ночью разбирать стену Дома альянсов. «ЗиС-Спорт» кремлевскому горцу понравился, но как только Иосиф Джугашвили узнал, что автомобиль не скопирован с американского образчика, а создан исключительно собственными силами, сразу потерял интерес к новинке.

ЗиС-101А «Спорт». 1939 год


1 место

При подготовке к проектированию новоиспеченного «Москвича» в начале 50-х специально закупили десяток европейских малолитражек. К счастью, 402-й не стали копировать ни с одной из них. Художников-конструкторов Московского завода малолитражных автомашин с осени 1945 года возглавлял Сергей Чуразов – новая машина стала его первым самостоятельным проектом. Они использовали рукописное пособие по проектированию криволинейных поверхностей мистера Вилльямса, посланного Генри Фордом в СССР до войны, и, как вспоминал работавший там Лев Шугуров, фордовские лекала (среди образцов бывальщины английский Ford Consul и немецкий Ford Taunus 12М). Но достаточно одного взгляда на неуклюжие, громоздкие кузова «Фордов», водруженные на субтильные колесики, чтобы постичь – «Москвич» получился настоящим красавцем. Что и отметили золотой медалью организаторы всемирной выставки «Экспо-1958» в Брюсселе. Но еще значительнее, что машина понравилась европейским покупателям – в отдельные годы более половины машин уходило на экспорт!

«Москвич-402/407». 1956 год


Наша автомобильная история: Самые-самые [Содержание]